Как Минрегион подготовил зарплатные сюрпризы строителям — Строительный портал ПрофиДОМ

Как Минрегион подготовил зарплатные сюрпризы строителям

Минрегион Украины летом минувшего года выпустил приказ, в котором устанавливается новый порядок расчета сметной зарплаты в отрасли и, соответственно, стоимости объектов строительства. Среди профессионалов отрасли вспыхнули нешуточные страсти: большая часть специалистов утверждает, что этот новый порядок составлен непрофессионально, и что он приведет к неоправданному, практически, к взрывному росту стоимости строительства.

Национальная энциклопедия строительства ProfiDom.com.ua обратилась к ведущему эксперту нашей страны в области строительства и строительных нормативных документов — Заслуженному строителю Украины А.М. Карминскому — с просьбой высказать мнение об этом новом порядке расчета сметной заработной платы.

(Тексты документов, вызвавших споры среди специалистов – Приказ Минрегиона Украины № 196 от 27.07.2018 «Про внесення змін до Порядку розрахунку розміру кошторисної заробітної плати, який враховується при визначенні вартості будівництва об’єктів», а также «Порядок розрахунку розміру кошторисної заробітної плати, який враховується при визначенні вартості будівництва об’єктів» можно скачать по этой ссылке)

Анатоль Маркович Карминский

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, насколько нам известно, летом минувшего года Минрегион Украины установил новый алгоритм в определении стоимости строительства объектов. Расскажите, пожалуйста, — в чем его суть, почему среди специалистов отрасли ведутся споры о правильности или неправильности нового алгоритма?

А.К.: Суть этой новой, я бы сказал, скандальной, инициативы Минрегиона такова: приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 27 июля 2018г. № 196 внесены изменения в Порядок расчета размера сметной заработной платы, который учитывается при определении стоимости строительства объектов.

Этот Порядок относится к определению стоимости объектов строительства, которые сооружаются с привлечением бюджетных средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также, кредитов, предоставленных под государственные гарантии.

Чтобы ясно представить всю глубину некомпетентности и непрофессионализма чиновников, готовивших этот приказ, расскажу предысторию вопроса.

До недавнего времени, Минрегион ежегодно утверждал размер сметной заработной платы своим приказом, однако, нормативный механизм расчета самого размера отсутствовал, а его количественное выражение несло весьма субъективный характер, а зарплаты рабочим-строителям на бюджетных стройках всегда не хватало (как, впрочем, и везде).

В 2016 году Минрегион приказом № 281 от 20 октября утвердил Порядок расчета размера сметной заработной платы, основанный на данных соответствующих подрядчиков, с учетом ежегодного размера такой зарплаты, утверждаемого Минрегионом, размера минимальной зарплаты в соответствии с Госбюджетом Украины на соответствующий год. Механизм расчета размера зарплаты был приведен в этом же приказе.

Этот Порядок, в свою очередь, изменен приказом Минрегиона от 20 февраля 2017г. № 33, в котором внесены небольшие уточняющие изменения.

А, теперь, давайте внимательно прочитаем новый Порядок расчета размера сметной заработной платы, утвержденной приказом № 196, о котором пойдет речь.

1. Прежде всего, отмечаем, что никакого порядка расчета в составе одноименного Порядка, утвержденного приказом Минрегиона № 196, нет. Да, в двух предыдущих Порядок был, а в этом нет.

2. Есть только в п.4 Порядка некоторые сведения о том, что размер сметной заработной платы определяется заказчиком или инвестором в составе исходных данных на проектирование (правда, неизвестно, как и каким образом это определяется).

3. В этом же п.4 содержится самая серьезная ошибка, которая привела к самым неожиданным негативным последствиям:

  • Установлено, что размер сметной заработной платы определяется «по разряду сложности работ 3,8, но не ниже, чем среднемесячная зарплата в строительстве (из расчета на одного штатного работника)».
  • Разрядность 3,8 сложности работ с соответствующими межразрядными коэффициентами приведена в приложении «А» ДСТУ-Н Б Д.1.1-2:2013, для работ, которые выполняются рабочими-строителями, монтажниками, а также рабочими занятыми на управлении и обслуживании строительных машин и механизмов – согласно п.4.2.1.1 этого ДСТУ. А если говорить коротко, – рабочими.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, насколько мы понимаем, это же – абсолютно несопоставимые вещи?

А.К.: Совершенно верно. Давайте, просто, зададим, риторический вопрос: как можно сопоставлять зарплату рабочих на бюджетных стройках и зарплату работников, в целом по отрасли «Строительство», по данным Государственной службы статистики Украины, включая зарплату инженерно-технических работников и служащих?

Ответ очевиден – никак!

Хочу напомнить п.4.2.2 ДСТУ-Н Б Д.1.1-2:2013: сметная заработная плата определяется, как сумма заработной платы рабочих и работников, а не только рабочих, что, также, вносит свою долю в неразбериху.

Самым неожиданным является то, что пунктом 4 этого Порядка установлено, что уровень заработной платы рабочих должен быть не ниже, чем работников. А верхний предел, при этом, не установлен.

ProfiDom.com.ua: но такой порядок определения стоимости объектов строительства снимает все ограничения в росте зарплаты. Произойдет неоправданный, ничем не обеспеченный ее рост. Это, что — новый виток инфляции, спровоцированный строителями?

А.К.: Похоже, что так. И этим, сразу же, воспользовались в Киеве, где Киевсовет, своим решением от 20 декабря 2018 № 485/6536, установил для коммунальных предприятий, учреждений и организаций (а не подрядчиков!) размер сметной заработной платы при строительстве объектов за счет средств местного бюджета в размере 11000 грн. Вместо бывших 7500 грн.

Во Львовской области и Львове пошли еще дальше: решением Львовского облсовета № 767 от 11.12.2018г. и Львовского горсовета № 7 от 04.01.2019г. установлен одинаковый размер сметной заработной платы на 2019 год в размере 14800 грн. Или, — на треть больше чем в Киеве.

Напомним, что речь идет об уровне размера сметной зарплаты рабочих.

Таким образом, заказчики строительства бюджетных объектов в интересах конкретных подрядчиков получили право, — через увеличение зарплаты рабочих увеличивать сметную стоимость таких объектов при проектировании без нормативного государственного регулирования.

В результате, с одной стороны государство регулирует и контролирует расходы бюджетов разных уровней на строительство объектов, с другой стороны, — государство решение этих вопросов отдает на откуп заказчикам (инвесторам).

Налицо полная неопределенность в масштабах страны, что ведет к невыполнению закона Украины «О ценах и ценообразовании», в статье 5 которого установлено, что проведение государственной ценовой политики и государственное регулирование цен соответственно обеспечивает и осуществляет Кабинет Министров Украины.

Идем дальше.

4. В п.2 Порядка утверждается, что сметная заработная плата вычисляется, согласно ДСТУ Б Д.1.1-1:2013 «Правила определения стоимости строительства». Это не так. В тексте этого стандарта отсутствуют, какие бы то ни были правила, порядки, их механизмы вычислений сметной заработной платы, кроме последовательности расчета зарплаты в прямых затратах на пусконаладочные работы (п.7.6).

5. В ДСТУ Б Д.1.1-2:2013 и ДСТУ Б Д.1.1-1:2013, указанных в пунктах 2 и 3 Порядка, неоднократно устанавливается, что стоимость человеко-часа определяется, с учетом уровня среднемесячной заработной платы, рекомендованного Минрегионом. Однако, в самом Порядке такие рекомендации отсутствуют.

6. С 1-го января 2019г. вступил в силу закон Украины, принятый 6 декабря 2018г. о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины для введения среднесрочного бюджетного планирования, при котором среднесрочный период включает плановый и следующие за плановым два бюджетных периода.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, как можно объяснить вышесказанное?

А.К.: Если говорить простыми словами, начиная с текущего года адресный перечень строек в планах и прогнозах экономического и социального развития будет утверждаться по годам на трехлетний период, с соответствующим бюджетным финансированием на эту трехлетку.

Приказ и Порядок, которые мы анализируем, ориентированы на бюджетное годичное финансирование, вследствие, чего следует в Порядок внести соответствующие изменения в соответствии с заключительными положениями закона.

В заключение, представляется необходимым незамедлительно скорректировать приказ Минрегиона № 196 от 27.07.2018г. с разработкой Порядка расчета сметной заработной платы.

ProfiDom.com.ua: Анатоль Маркович, большое спасибо за этот разбор нового порядка определения стоимости строительства. Из Вашего рассказа очевидно, что при его подготовке, профессионалов отрасли не привлекали.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы иметь возможность оставить комментарий.